Еще 60-70 лет назад в СССР не было техники, способной быстро перевозить грузы по бездорожью на большие расстояния. Поэтому советские инженеры взялись за создание грузовика, который смог бы работать там, где нет дорог, а есть только направления .

Руководить работой по созданию прототипа назначили конструктора Ю. И. Соболева, под руководством которого выходит первый образец 23 февраля 1960 года. Для автомобиля разработали собственную раму, которую укрепили поперечными балками из 4-х миллиметровой стали. Днище сделали гладким, колеса зафиксировали непосредственно на раме, а кабину поставили от 131-го ЗИЛа.

ЗИЛ-132 — опытный образец капотного грузовика с кабиной, передней облицовкой и кузовом от ЗИЛ-131, построенный 23 февраля 1960 года. Он возглавил первое поколение автомобилей 132-й серии и предопределил их дальнейшую общую конструкцию. Машина снабжалась оригинальной рамой с крестообразной поперечиной из 4-мм стали, тремя поперечинами и гладким днищем из листовой стали толщиной 2,5 мм с люком под коробкой передач.

В конструкцию управляемых колес были введены синхронные шариковые шарниры равных угловых скоростей «Рцеппа» (Rzeppa). Привод передней лебедки от ЗИЛ-157 производился карданным валом от коробки отбора мощности. Отсутствие подвески компенсировали мягкие шины с регулировкой давления в пределах 0,9 — 2,5 кг/см2 и его независимым разделением по бортам. В рулевой механизм были встроены два гидроусилителя на передние и задние колеса. Новинкой для трехосных машин являлась более мощная и надежная пневмогидравлическая тормозная система с отводом на прицепные агрегаты. Она состояла из гидропривода герметизированных колодочных (барабанных) колесных тормозов и пневматического усилителя с компрессором и емкостью со сжатым воздухом (ресивером). Грузовик имел два топливных бака вместимостью по 170 л.

Колесная база ЗИЛ-132 составляла 2600+2600 мм, колея всех мостов — по 2000 мм. Габаритные размеры на стандартных 20-дюймовых колесах — 7100x2550x2700 мм. Грузоподъемность автомобиля на шоссе — 4,5 т, на местности — 2,5 т. Снаряженная масса в зависимости от типа установленных шин — 6480 — 7380 кг, полная допустимая — 8980 — 9880 кг. Применение колесных редукторов позволило увеличить дорожный просвет под днищем до 580 мм, но радиус поворота достигал 11,5 м. Максимальная скорость на ровной сухой трассе — 67 — 70 км/ч. Контрольный расход топлива — 55 л на 100 км.

После обкатки заводские испытания ЗИЛ-132 начались в феврале 1960 года и впоследствии эпизодически проводились до осени 1962 года. При этом на автомобиле монтировали несколько различных типов шин: стандартные восьмислойные 16,00 — 20 модели И-159, широкопрофильные увеличенного диаметра 18,00 — 24 и арочные размером 1500×840. В марте 1961 года грузовик был переоборудован автоматической коробкой передач от машины ЗИЛ-135Е, новым демультипликатором и фургоном для установки аппаратуры и размещения испытателей. С разными шинами он мог двигаться по снежной целине глубиной до 1,2 м, развивая скорость 19 км/ч, и преодолевал заснеженный подъем крутизной до 28?. Основные недостатки относились к малой жесткости элементов рамы и надежности ходовой части, рассогласованности управления колесами и продольному раскачиванию на скорости более 60 км/ч. С переводом СКБ на интенсивные работы по четырехосным спецшасси дальнейшая доработка ЗИЛ-132 была приостановлена.

Технические характеристики ЗИЛ 132
• Мощность – 180 л.с.
• Скорость – 67км.ч.
• Расход топлива – 55/100
• Грузоподъемность – 4,5 т.
• Максимальная скорость – 70 км/ч.
• Снаряженная масса – 6480 кг.
• Глубина брода — 1,5 м.
• Глубина преодолеваемого снежного покрова – 1 м.
• Глубина преодолеваемых траншей – 2,0 м.

Translate »