В 1956 г тракторный завод Vörös Csillag (Красная звезда), располагавшийся в Будапеште (Венгрия), приступил к выпуску специализированных транспортных средств для строительства — самосвалов-думперов, разгрузка которых происходила под действием тяжести груза.

Первый думпер получил обозначение DR-50. Также он был известен как «Дутра» (Dutra dumper tractor). Его конструкция была создана на базе колёсного трактора. Думпер оснащался дизельным двигателем Csepel D413 мощностью 60 л.с. Кабина отсутствовала. Рабочее место водителя представляло собой кресло, вращающееся вокруг колонки с двумя вертикальными рулевыми колёсами.

Педали управления также были дублированы. Это позволяло свободно маневрировать на тесных стройплощадках без разворота — достаточно было повернуть сиденье водителя назад.Необходимости в разворотах на участке при дублированном управлении не было, «Дутра» могла стать под загрузку в очень стесненных условиях, и это было её положительной стороной. Проходимость здесь тракторная

Привычный нам гидроцилиндр появился уже на поздних версиях, а до этого кузов опрокидывался за счет собственного веса. Он сконструирован таким образом, что основная масса груза находится в задней части. Сам «совок» опирается на раму двумя эллиптическими упорами. Груженый кузов удерживается от опрокидывания специальным фиксатором в передней части. Подъехав к месту выгрузки, водитель должен был отойти от машины метров на 5, и дернуть тросик разблокировки этого фиксатора. Кузов под весом груза откидывался назад, выгружался, после чего возвращался в исходное положение, подталкиваемый двумя пружинами. Фиксатор блокировался автоматически. Часто такая разгрузка сопровождалась отрывом передней части от земли на несколько секунд. Иногда думпер вслед за грузом летел в котлован, поэтому соблюдение техники безопасности здесь играло важнейшую роль.

Постепенно конструкция DR-50 совершенствовалась. Сначала модернизированный DR-50C был оснащён гидравлическим механизмом подъёма кузова, превратившись, таким образом, в полноценный самосвал. Затем, в 1961 г автомобиль получил закрытую кабину водителя и обозначение DR-50D. На базе DR-50D Выпускались думпер-самопогрузчик DR-50SD и универсальный погрузчик DR-50FD, известный также как B-1.Семейство DR-50 пользовалось большим спросом в странах соцлагеря благодаря своей надёжности и способности работать на весьма ограниченных площадках. Немало DR-50 было поставлено в СССР.
В 1966 г на базе DR-50 был разработан самосвал G-116 Gödölö, выпускавшиеся до 1973 г.

Dutra DR-50 Dump truck that looks like a tractor
Translate »